После демонтажа устанавливаем двигатель на разборочный стенд. Снимаем генератор, головку блока цилиндров, верхнюю крышку картера сцепления, маховик и масляный насос.
Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости.
Отсоединяем шланги подвода и слива топлива (на двигателе ВАЗ-2111 эту операцию выполняем осторожно, постепенно стравливая давление в топливной системе).
Отсоединяем от двигателя трос привода дроссельной заслонки, дроссельных заслонок — ВАЗ-21083 и трос привода воздушной заслонки карбюратора (двигатель ВАЗ-21083).
Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде при замене опоры или демонтаже двигателя. Снимаем брызговик двигателя. Под поддон картера двигателя устанавливаем упор.
Двумя ключами «на 17» отворачиваем гайку болта крепления опоры к кузову.
Вынимаем болт из опоры или выбиваем его выколоткой из мягкого металла.
Опору снимаем при ее замене, демонтаже всего силового агрегата или коробки передач. Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде. Снимаем левый брызговик двигателя.
Двумя ключами «на 17» отворачиваем гайку болта крепления опоры к кузову.
Демонтаж шатунно-поршневой группы (ШПГ) двигателя на автомобиле
Конструкция моторного отсека автомобилей семейства ВАЗ-2108, -2109 позволяет извлечь шатунно-поршневую группу без каких-либо сложных работ по вывешиванию двигателя. Последовательность операций по демонтажу ШПГ аналогична для всех двигателей.
Снимаем головку блока цилиндров в сборе с коллекторами.
Работу проводим на эстакаде или смотровой канаве. Снимаем зубчатый шкив коленчатого вала.
Снимаем маслоприемник. На двигателе ВАЗ-2111 снимаем датчик положения коленчатого вала.
Головкой «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров.
Поддев отверткой прилив крышки, снимаем масляный насос и уплотнительную прокладку.
Зажимаем насос в тиски с накладками из мягкого металла и шестигранником «на 8» отворачиваем пробку редукционного клапана (уплотняется алюминиевым кольцом).
Головку блока цилиндров снимаем для замены прокладки, ремонта механизма привода клапанов и самой головки, а также при полной разборке двигателя. Работаем на эстакаде или смотровой канаве.
Отсоединяем клемму «минусового» провода от аккумуляторной батареи, сливаем охлаждающую жидкость с двигателя.
Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора.
Снимаем ресивер с дроссельным узлом (ВАЗ-2111), карбюратор (ВАЗ- 21083), впускной и выпускной коллекторы (головку можно демонтировать и не снимая коллекторов).
На двигателе ВАЗ-2111 отсоединяем «массовые» провода от левого торца головки, топливную рампу с форсунками и топливными трубками.