Двигатель ВАЗ-21083

1 — шкив привода генератора;
2 – масляный насос;
3 – ремень привода механизма
газораспределения;
4 – зубчатый шкив насоса
охлаждающей жидкости;
5 – передняя крышка привода
механизма газораспределения;
6 – натяжной ролик;
7 – зубчатый шкив
распределительного вала;
8 – задняя крышка привода
распределительного вала;
9 – сальник распределительного
вала;
10 – крышка головки блока
цилиндров;
11 – распределительный вал;
12 – передняя крышка
подшипников распределительного вала;
13 – толкатель;
14 – направляющая втулка
клапана;
15 – сетка маслоотделителя
системы вентиляции картера;
16 – выпускной клапан;
17 – впускной клапан;
18 – задняя крышка подшипников
распределительного вала;
19 – топливный насос;
20 – корпус вспомогательных
агрегатов;
21 – датчик-распределитель
зажигания;
22 – отводящий патрубок рубашки
охлаждения;
23 – головка блока цилиндров;
24 – свеча зажигания;
25 – шланг вентиляции картера;
26 – маховик;
27 – держатель заднего сальника
коленчатого вала;
28 – задний сальник коленчатого
вала;
29 – блок цилиндров;
30 – поддон картера;
31 – указатель уровня масла
(масляный щуп);
32 – коленчатый вал;
33 – поршень;
34 – крышка шатуна;
35 – шатун;
36 – крышка коренного
подшипника коленчатого вала;
37 – передний сальник
коленчатого вала;
38 – зубчатый шкив коленчатого
вала.
Поперечный разрез двигателя
ВАЗ-21083

1 – пробка сливного отверстия
поддона картера;
2 – поддон картера;
3 – масляный фильтр;
4 – насос охлаждающей жидкости;
5 – выпускной коллектор;
6 – впускной коллектор;
7 – карбюратор;
8 – топливный насос;
9 – крышка головки блока цилиндров;
10 – крышка подшипников
распределительного вала;
11 – распределительный вал;
12 – шланг вентиляции картера;
13 – регулировочная шайба
клапана;
14 – толкатель;
15 – сухари клапана;
16 – пружины клапана;
17 – маслоотражательный
колпачок;
18 – направляющая втулка
клапана;
19 – клапан;
20 – головка блока цилиндров;
21 – свеча зажигания;
22 – поршень;
23 – компрессионные поршневые
кольца;
24 – маслосъемное кольцо;
25 – поршневой палец;
26 – блок цилиндров;
27 – шатун;
28 – коленчатый вал;
29 – крышка шатуна;
30 – указатель уровня масла;
31 – маслоприемник.
Бензиновый, четырехтактный,
четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный, с верхним расположением
распределительного вала. Система питания — с карбюратором. Порядок работы
цилиндров: 1–3–4–2, отсчет — от шкива коленчатого вала. Двигатель с коробкой
передач и сцеплением образует силовой агрегат — единый блок, закрепленный в
моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах.
Справа (по ходу автомобиля) на
двигателе расположены: приводы распределительного вала и насоса охлаждающей
жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (клиновым ремнем). Слева расположены:
датчик-распределитель зажигания (трамблер), термостат, датчик температуры
охлаждающей жидкости, стартер (на картере сцепления). Спереди: свечи и провода
высокого напряжения, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу
справа). Сзади: впускной и выпускной коллекторы, масляный фильтр; а также
бензонасос, карбюратор и корпус воздушного фильтра (в верхней части).
Двигатель -21083 стал основой
для двигателя -2111, поэтому у них одинаковые блок цилиндров, коленчатый вал,
головка блока цилиндров. Отличается шатунно-поршневая группа: в двигателе
-21083 палец не со свободной посадкой и стопорными кольцами, как в двигателе
-2111, а запрессован в верхнюю головку шатуна. При отсутствии шатунно-поршневой
группы -21083 можно установить группу -2110.
В этом случае заменяйте всю
группу целиком: поршни, пальцы, шатуны, — использование деталей разных групп не
допускается!
В двигателе -21083
устанавливается распределительный вал 21083 (в отличие от двигателя -2111, где
могут также устанавливаться валы 2110 и 2111). В задней части вала расположен
эксцентрик для привода топливного насоса, а в заднем торце имеется паз для
соединения с датчиком-распределителем зажигания. Установка распределительного
вала в двигателе -21083 не отличается от описанной для двигателя -2111. Порядок
контроля деталей, их подбора и сборки двигателя также совпадает.
Системы питания, охлаждения,
выпуска отработавших газов и зажигания описаны в соответствующих разделах.
|