Система
охлаждения двигателя ВАЗ-21083
1
– расширительный бачок;
2
– пробка расширительного бачка;
3
– пароотводящий шланг;
4
– шланг от расширительного бачка к термостату;
5
– подводящий шланг радиатора;
6
– отводящий шланг радиатора;
7
– левый бачок радиатора;
8
– алюминиевые трубки радиатора;
9
– датчик включения электровентилятора;
10
– правый бачок радиатора;
11
– сливная пробка;
12
– сердцевина радиатора;
13
– кожух электровентилятора;
14
– крыльчатка электровентилятора;
15
– электродвигатель;
16
– зубчатый шкив насоса;
17
– крыльчатка насоса;
18
– зубчатый ремень привода распределительного вала;
19
– отводящий патрубок радиатора отопителя;
20
– подводящая труба насоса;
21
– кран;
22
– радиатор отопителя;
23
– шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева
карбюратора;
24
– блок подогрева карбюратора;
25
– выпускной патрубок;
26
– подводящий патрубок отопителя;
27
– шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева
карбюратора;
28
– датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
29
– термостат.
Система
охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)
1
– расширительный бачок;
2
– пробка;
3
– пароотводящий шланг;
4
– шланг от расширительного бачка к термостату;
5
– датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке;
6
– дроссельный узел;
7
– подводящий шланг радиатора;
8
– отводящий шланг радиатора;
9
– левый бачок радиатора;
10
– правый бачок радиатора;
11
– сливная пробка;
12
– сердцевина радиатора;
13
– кожух электровентилятора;
14
– крыльчатка электровентилятора;
15
– электродвигатель;
16
– зубчатый шкив насоса;
17
– крыльчатка насоса;
18
– зубчатый ремень привода распределительного вала;
19
– отводящий патрубок радиатора отопителя;
20
– подводящая труба насоса;
21
– кран;
22
– радиатор отопителя;
23
– шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка;
24
– шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку;
25
– датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
26
– выпускной патрубок;
27
– подводящий патрубок отопителя;
28
– термостат;
29
– датчик уровня охлаждающей жидкости.
Описание
конструкции
Система
охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке
расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на
горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости,
уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2.
Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно
атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим
работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Насос
охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива
коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса
— алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом
смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика
напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной
поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до
наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К
противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей
композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя
рекомендуется заменять его в сборе.
Перераспределением
потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом.
На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к
радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный
патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083
малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева
дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и
жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111
жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.
При
температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной
патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор.
При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный
— закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход
основного клапана должен составлять не менее 8 мм.
Радиатор
состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и
двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными
охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины
штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку.
Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с
впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.
Электровентилятор
радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается
датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты
замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях,
выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой
датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747
в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу
электронного блока управления двигателем (через реле).
Расширительный
бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально
контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для
пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.
Для
контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут
датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном
патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий
информацию для электронного блока управления двигателем.
При
перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель»
в комбинации приборов (см. Органы управления и приборы).
Система
отопления описана в главе Система отопления и вентиляции.
|